современные статусы о семье Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальные основы статуса семьи 12

1.1. Теоретические и методологические основы социологического изучения статуса семьи 12

1.2. Особенности социального статуса и ценностных ориентации молодой семьи 47

Глава 2. Механизмы социальной адаптации молодой семьи

2.1. Социальное положение и адаптация к современным социально-зкономріческрім условиям молодой семьи 74

2.2. Молодая семья как объект государственной семейной 107

Заключение 129

Список использованной литературы

Теоретические и методологические основы социологического изучения статуса семьи

Теоретические и практические проблемы исследования статуса семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем: - несоответствие функционирования семьи потребностям общества (низкая рождаемость, высокая разводимость, низкий воспитательный потенциал семьи и т.д.); - противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы; - падение престижа традиционного брака. Общество заинтересовано в глубоком изучении проблем семьи, нахождении оптимальных путей для их решения, выработке действенных мер поддержки семьи, повышении ее социального статуса. В чем же выражается социальный статус семьи? Рассмотрим определения понятия «статус», которые даются в социологической литературе.

Термин «статус» введен в социологию в середине 30-х гг. XX в. американским антропологом Ральфом Линтоном (до этого этот термин употреблялся в социально-экономическом контексте для характеристики экономического, классового положения). В настоящее время используется социологами в двух основных смыслах: для обозначения социальной позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции (134, с.539).

Статус обозначает то, нем является человек, тогда как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей, обладающих каким-либо статусом. Понятие статуса используется также в качестве синонима чести или престижа, когда социальный статус обозначает позицию человека относительно общественно признаваемой шкалы статусов или иерархии, социального достоинства. Р.Линтон определил социальный статус как место, занимаемое индивидом в данной системе, сопряженное с некоторой совокупностью прав и обязанностей, реализация которых (динамический аспект статуса) формирует роль.

В этом смысле понятие социального статуса является элементом ролевой теории, оно приобретает структурное значение, в то время как роль - понятие функциональное. Употребление понятия «социальный статус» в связи с термином «роль» широко распространилось: близкими их считают Н.С.Тимашев, Дж.Хоманс и другие американские социологи (157, с.331).

Начиная с 40-х гг., вместо термина «социальный статус» в ролевой теории все чаще используется термин «позиция» как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, отделенный от прав и обязанностей, совокупность которых все более ассоциируется с «ролью», как предписанным, ожидаемым поведением. Таково значение этого понятия у Т.Ньюкома, У.Томаса, Р.Дарендорфа. В этом случае социальная структура образуется разными типами отношений между позициями.

В Философском энциклопедическом словаре социальный статус определяется как «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе...» (181, с.626).

Современные социологи, исследуя проблему статуса, опираются во многом на теорию М.Вебера, утверждавшего, что стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к общественному богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, статус (он употребляет термин «Stand», который обозначает не только положение вообще, но и сословие) - это и общность людей, основанная на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и другие психологические моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные нормы и представления (181, с. 626). В работе «Основные понятия стратификации», М.Вебер говорит о статусе и статусных критериях, характеристиках. Но, с его точки зрения, статус личности детерминирован специфическим социальным оцениванием почести. «И имущие, и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе» (25, с. 151). Вебер подчеркивает, что критерии статусов, «равенство статусов», по-разному оцениваются в разных странах в соответствии с существующими традициями, нормами, причем «собственность... не всегда признается в качестве статусной характеристики» (25, с. 152). Вебер различает понятия «социальный статус» и «классовый статус». Термин «классовый статус» применяется при обозначении типичной вероятности, с которой связаны: а) обеспечение товарами; б) внешние условия жизни; в) субъективная удовлетворенность или фрустрация, характерные для индивида или группы (25, с. 153). Термином «социальный статус» обозначены реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: образе жизни; формальном образовании, заключающемся в практическом и теоретическом усвоении соответствующего образа жизни; престиже рождения или профессии (25, с. 155). Социальный статус частично или полностью может определить классовый статус, хотя и не идентичен ему.

М.Вебер рассматривает два вида статусов для двух сторон жизни личности, один из них в основном определяется в зависимости от получаемых доходов, другой - в зависимости от внешних атрибутов, организации условий жизни, «стиля жизни». Определения обоих статусов связаны со «статусными почестями» и статусные группы выступают как специфические носители типичных черт, которые проистекают из самих статусных групп и поддерживаются ими. Вебер называет их «условностями» (25, с. 155).

Несмотря на то, что современные социологи несколько иначе трактуют понятие социального статуса, выделенные Вебером критерии, которые характеризуют у него и классовый и социальный статусы актуальны и для современной характеристики содержательного аспекта термина, такие как: образование, обладание собственностью, престиж рождения и профессии, внешние условия жизни, монополизация идеальных и материальных товаров или возможностей.

Взаимодействие между людьми и устойчивый порядок, различимый в их взаимоотношениях составляет социальную структуру. Она состоит, по мнению Т.Шибутани, из непрерывного потока координированных действий, в которых участники оказывают друг другу взаимную поддержку (192, с. 179-180). Во всех обществах существует своего рода дифференциация участников по рангу. Хотя понятие «социальный статус» по-разному применяется в различных случаях, здесь оно может быть использовано, чтобы обозначить положение личности в сообществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению.

Статус, по определению Т.Шибутани, - это социальный процесс; человек может иметь статус только в отношении к другим, которые признают его место и обращаются с ним определенным образом. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо без него человек не имеет прав в отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей (192, с. 181).

Неравенство индивидов и групп, как изначальный признак социальной структуры, обуславливающий ее существование в системном качестве, используется особенно активно во второй половине XX в.

Среди отечественных социологов, занимающихся исследованиями социального статуса как позиции в социальной структуре общества групп или индивидов, связанный с другими позициями через систему прав и обязанностей можно выделить Е.А.Ануфриева, Т.И.Заславскую, А.И.Кравченко, К.Касьянову.

Так, Е.А.Ануфриев, анализируя общественные функции личности, мотивацию поведения, цели и ценности жизни, акцентрирует внимание на условиях, в которых личность живет и действует (13).

Особенности социального статуса и ценностных ориентации молодой семьи

Статистические и социологические данные показывают, что для молодой семьи характерны как общие проблемы, связанные с кризисом института семьи, так и специфические, обусловленные возрастными и психологическими факторами.

Образ жизни молодых семей отличается динамизмом. Среди основных его моментов исследователи называют многоплановость ценностных ориентации, что можно проследить как во внешних, так и во внутренних областях их жизнедеятельности. Имеются отличия в соотношениях значимости для супругов материальных и духовных богатств, степени ценности обычаев и традиций, в моделях взаимозависимости.

Еще в середине 50-х годов М.Элмер отмечал, что «семья - это социальный институт, обеспечивающий механизм, через который работает социальное наследство... Семья построена и видоизменяется народными обычаями и нравами» (69).

Как отмечает Л.И.Савинов, одной из тенденций развития современной молодой семьи стало то, что, для ее членов возросло значение реализации потенциала личности и чувство собственного достоинства. Идеология всегда пропагандировала только серьезное и ответственное отношение к семейным устоям. Высоко оценивалась трудовая деятельность. Во многом это оправдано....Эволюция семьи и сфер ее жизнедеятельности зависит от личностных характеристик ее членов (138, с.38).

Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Будущие супруги чаще всего знакомятся на работе или во время учебы. Также знакомятся там, где молодые люди живут, отдыхают и развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит общие интересы, совместная деятельность либо учеба, соседство и т.д. Семья в значительной степени сохранила присущие ей традиционные нормы и ценности межличностной среды общения, эмоциональной среды обитания.

«Живучесть» семейного очага можно объяснить первичностью внутрисемейных отношений, когда каждый участник взаимодействия ощущает себя уникальной личностью, а не обезличенным исполнителем социальных ролей. Семья создается и видоизменяется не под влиянием указаний и приказаний. Ее относительная обособленность обеспечивает те элементы суверенитета и самодостаточности, позволяющие ей сохранить свою социокультурную определенность. Она изменяется лишь под влиянием трансформации социальных норм, обычаев и нравов.

Современная молодая семья встречается с трудностями, которые отражаются на социальном статусе, в том числе объективного характера.

Во-первых, неподготовленность к семейной жизни. Социологические исследования показывают, что наиболее привлекательными чертами избранника для женщин является доброта, отзывчивость, ответственность, серьезность, порядочность; для мужчин - верность, скромность, общительность, хозяйственность и др. Совместная же жизнь выявляет неуравновешенность, вспыльчивость, мелочность, эгоизм, безхозяйственность и др. Весьма характерна для многих людей, особенно для тех, кто рос в однодетной семье - неуступчивость, что естественно, не способствует гармонии семейных отношений (85).

На наш взгляд, при вступлении в брак должна сложиться определенная система социально-психологических установок личности, определяющая в целом ее эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. Процесс этот длительный, требующий комплексного воспитательного воздействия.

Особое значение в этой системе имеет нравственная и психологическая подготовка. Нравственная подготовка к браку - это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сплочению супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей. Подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Вступающие в брак молодые люди обладают собственными представлениями о семейной жизни, сформированными в родительской семье. Однако реальное выполнение молодыми супругами широкого репертуара семейных ролей приводит к необходимости коррекции собственных представлений и установок, их согласованности с моделью семейного взаимодействия партнеров, выработки «Мы-концепции» семьи (85, с.445).

Модель семейного взаимодействия предполагает, что вступающие в брак обладают сходными представлениями о ценности и значимости родительских обязанностей, хозяйственно-бытовой сферы семьи и ожидают от будущего мужа (жены) активного участия в этих сферах семейной жизни.

Что касается внесемейной ориентации вступающих в брак, то установки мужчин и женщин идентичны. Женихи и невесты в одинаковой степени стремятся к реализации собственных профессиональных интересов. Вместе с тем, очень часто будущие супруги не придают значения потребностям партнера в социально-активной роли. Молодые люди считают, что для брачного партнера забота о семье должна быть главной. Однако в реальной жизни молодые супруги активно отстаивают собственную независимость от семейной «кабалы».

Довольно часто представление о демократизме семейной жизни не совпадает с действительностью. Это в первую очередь относится к молодым семейным парам разных типов молодой семьи. Дело в том, что почти половина мужчин считает, что для женщины главное - семья и дети. Лишь каждый третий мужчина утверждает, что для женщины работа и общественная деятельность должны быть так же важны как и семья. Известно, что жертвы со стороны женщины имеют плохие последствия. Даже страстная добрачная любовь не только не гарантирует гармоничности отношений в будущем, но, напротив, подрывает эту гармонию. М.Плзак, чешский ученый, приводит данные о том, что половина тех, кто женился пять лет тому назад к моменту опроса, уже разошлись, хотя 50 % из них вступили в брак по пламенной любви (65, с. 19).

Социальное положение и адаптация к современным социально-зкономріческрім условиям молодой семьи

Чем дольше супруги проживают в браке, тем больший процент имеющих детей. То есть, в основном рождение детей приходится на первые 5 лет брака. Молодая семья сегодня сознательно идет на ограничение рождаемости, на регулирование появления потомства, часто откладывая появление на свет даже первенца до тех пор, пока не будет достигнут достаточный уровень материального благополучия. Но, тем не менее, репродуктивный потенциал молодых семей, достаточно высок. При благоприятных экономических и социальных условиях, на наш взгляд, рождаемость в молодых семьях может возрасти. Это подтверждается многими социологическими исследованиями, в том числе и нашими.

По данным ВЦИОМ (71, с.82) 40 % опрошенных в возрасте до 29 лет планируют иметь двоих детей, 27 - одного, 8 - трех, чуть более 1% - трех и более. Причем разница в ответах мужчин и женщин практически не наблюдается. К условиям осуществления этих планов 39 % молодых людей отнесли хороший заработок, 37 - уверенность в завтрашнем дне, 24 - улучшение жилищных условий, 22 - обеспеченность работой, 14 % - помощь государства семьям с несовершеннолетними детьми.

Из данных таблицы следует, что при определенных условиях можно было бы поправить положение с массовой однодетностью в республике. Для этого у молодых семей имеется достаточный репродуктивный потенциал. Как и в ходе исследования ВЦИОМ, молодыми людьми Мордовии были указаны препятствия к рождению очередного (в том числе и первого) ребенка. 62 % (63 - сельских и 61 - городских) молодых людей одним из препятствий указали материальное состояние своей семьи, 27 (31 - городских и 23 - сельских) - жилищную проблему, 25 (27 - сельских и 22 - городских) - нестабильную ситуацию в обществе, 14 (11 - городских и 16 - сельских) - состояние здоровья, 8 % - отношения в семье. Все это позволяет утверждать, что проблемы материального характера во многом препятствуют улучшению демографической ситуации и на это следует обратить особое внимание властным структурам.

К проблемам, с которыми сталкивается молодая семья, следует отнести, в первую очередь, продолжающееся ослабление семейных уз: наибольшее число разводов приходится на 25-29 летний возраст у мужчин и 20-24 летний возраст у женщин. Средняя продолжительность брака у молодой разведенной семьи составляла 3,1 года. По причине разводов в Мордовии ежегодно остаются с одним из родителей около 600 детей (119, с. 124). Если в 1990 г. на каждую тысячу вновь образованных пар в Мордовии пришлось 294 распавшихся, в 1999 г. -420, а уже в 2000 - 590. Самый высокий показатель разводимости среди регионов Приволжского федерального округа - в Самарской области, где на каждую тысячу образованных пар пришлось 660 распавшихся.

Характерной чертой последнего десятилетия XX в. стал рост числа внебрачных рождений, что свидетельствует об увеличении неоформленных брачных союзов. В 1999 г. в Республике Мордовия доля детей, родившихся вне юридически оформленного брака, составила 16,4 % в общем числе родившихся, что почти в два раза больше, чем в 1990 г. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения - до 20 лет и от 30 до 35 лет.

На фоне этого происходит снижение ценности семьи, прекращения своих функций не только по рождению, но и по воспитанию детей.

В настоящее время в большинстве молодых семей - один ребенок. Это -следствие направленности большинства семей на достижение карьеры, материального благополучия и т.д. Многочисленные исследования подтверждают, что для большинства молодых людей наличие детей является помехой на пути достижения целей. На воспитание детей молодыми родителями отводится все меньше и меньше времени.

Процесс воспитания в части семей осуществляется неэффективно. Большинство молодых людей воспитание детей сводят к тому, чтобы обеспечить детей игрушками, играми и т.д. Растет среди детей такое качество, как эгоизм.

Воспитательному потенциалу семьи в литературе уделено достаточное место. В нашей стране данной проблемой стали заниматься уже в 20-30 гг. XX в. Так, по мнению А.С.Дурново, необходим комплексный подход к изучению воспитательных возможностей семьи, который должен включать исследования: 1) уровня производственно-трудового окружения; 2) материальной обеспеченности; 3) жилищных условий; 4) обеспеченности питанием; 5) санитарно-гигиенических условий; 6) режима; 7) характера взаимоотношений взрослых и детей; 8) культурного уровня; 9) общей направленности жизни семьи (53).

Данный подход, на наш взгляд, является актуальным и в настоящее время. Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е.В.Бондаревская, например, считает «личный пример родителей, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения и т.д.) (21, с.30).

Молодая семья как объект государственной семейной

Вступление человека в брак и образование семьи во многом обусловлено стабильностью экономики страны, и естественно, материального положения семьи. От этого зависит решение вопроса о рождении того числа детей, который соответствует потребности семьи в детях.

Серьезно тревожит и то обстоятельство, что престиж семьи за последние годы упал ниже всякого допустимого уровня. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключения стали нормой. Многие женщины детородного возраста по различным причинам «отложили» рождение ребенка до лучших времен. Число детей сегодня столь мало, что даже при двух детях семья начинает считаться уже «многодетной».

Особенность современной семьи, в частности молодой, - малодетность. Исходя из результатов нашего исследования, 33 % молодых семей не имеют детей, 59 - имеют одного, 9 - двоих и 0,2 % - троих и более детей. Как распределились ответы исходя из длительности проживания супругов в браке, можно увидеть в таблице (табл. 11). Таблица 11

Чем дольше супруги проживают в браке, тем больший процент имеющих детей. То есть, в основном рождение детей приходится на первые 5 лет брака. Молодая семья сегодня сознательно идет на ограничение рождаемости, на регулирование появления потомства, часто откладывая появление на свет даже первенца до тех пор, пока не будет достигнут достаточный уровень материального благополучия. Но, тем не менее, репродуктивный потенциал молодых семей, достаточно высок. При благоприятных экономических и социальных условиях, на наш взгляд, рождаемость в молодых семьях может возрасти. Это подтверждается многими социологическими исследованиями, в том числе и нашими.

По данным ВЦИОМ (71, с.82) 40 % опрошенных в возрасте до 29 лет планируют иметь двоих детей, 27 - одного, 8 - трех, чуть более 1% - трех и более. Причем разница в ответах мужчин и женщин практически не наблюдается. К условиям осуществления этих планов 39 % молодых людей отнесли хороший заработок, 37 - уверенность в завтрашнем дне, 24 - улучшение жилищных условий, 22 - обеспеченность работой, 14 % - помощь государства семьям с несовершеннолетними детьми.

Сравним результаты исследования ВЦИОМ с исследованиями, проведенными в 1999-2000 гг. в Республике Мордовия (табл. 12). Таблица 12 Распределение ответов респондентов на вопрос: «При благоприятных общественных и личных условиях сколько детей Вы хотели бы иметь?», %

Из данных таблицы следует, что при определенных условиях можно было бы поправить положение с массовой однодетностью в республике. Для этого у молодых семей имеется достаточный репродуктивный потенциал. Как и в ходе исследования ВЦИОМ, молодыми людьми Мордовии были указаны препятствия к рождению очередного (в том числе и первого) ребенка. 62 % (63 - сельских и 61 - городских) молодых людей одним из препятствий указали материальное состояние своей семьи, 27 (31 - городских и 23 - сельских) - жилищную проблему, 25 (27 - сельских и 22 - городских) - нестабильную ситуацию в обществе, 14 (11 - городских и 16 - сельских) - состояние здоровья, 8 % - отношения в семье. Все это позволяет утверждать, что проблемы материального характера во многом препятствуют улучшению демографической ситуации и на это следует обратить особое внимание властным структурам.

К проблемам, с которыми сталкивается молодая семья, следует отнести, в первую очередь, продолжающееся ослабление семейных уз: наибольшее число разводов приходится на 25-29 летний возраст у мужчин и 20-24 летний возраст у женщин. Средняя продолжительность брака у молодой разведенной семьи составляла 3,1 года. По причине разводов в Мордовии ежегодно остаются с одним из родителей около 600 детей (119, с. 124). Если в 1990 г. на каждую тысячу вновь образованных пар в Мордовии пришлось 294 распавшихся, в 1999 г. -420, а уже в 2000 - 590. Самый высокий показатель разводимости среди регионов Приволжского федерального округа - в Самарской области, где на каждую тысячу образованных пар пришлось 660 распавшихся.

Характерной чертой последнего десятилетия XX в. стал рост числа внебрачных рождений, что свидетельствует об увеличении неоформленных брачных союзов. В 1999 г. в Республике Мордовия доля детей, родившихся вне юридически оформленного брака, составила 16,4 % в общем числе родившихся, что почти в два раза больше, чем в 1990 г. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения - до 20 лет и от 30 до 35 лет.

На фоне этого происходит снижение ценности семьи, прекращения своих функций не только по рождению, но и по воспитанию детей.

В настоящее время в большинстве молодых семей - один ребенок. Это -следствие направленности большинства семей на достижение карьеры, материального благополучия и т.д. Многочисленные исследования подтверждают, что для большинства молодых людей наличие детей является помехой на пути достижения целей. На воспитание детей молодыми родителями отводится все меньше и меньше времени.

Процесс воспитания в части семей осуществляется неэффективно. Большинство молодых людей воспитание детей сводят к тому, чтобы обеспечить детей игрушками, играми и т.д. Растет среди детей такое качество, как эгоизм.

Воспитательному потенциалу семьи в литературе уделено достаточное место. В нашей стране данной проблемой стали заниматься уже в 20-30 гг. XX в. Так, по мнению А.С.Дурново, необходим комплексный подход к изучению воспитательных возможностей семьи, который должен включать исследования: 1) уровня производственно-трудового окружения; 2) материальной обеспеченности; 3) жилищных условий; 4) обеспеченности питанием; 5) санитарно-гигиенических условий; 6) режима; 7) характера взаимоотношений взрослых и детей; 8) культурного уровня; 9) общей направленности жизни семьи (53).

Данный подход, на наш взгляд, является актуальным и в настоящее время. Среди факторов, оказывающих наиболее эффективное влияние на воспитательный потенциал семьи, Е.В.Бондаревская, например, считает «личный пример родителей, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения и т.д.) (21, с.30).

Социологическое исследование «Социальное положение и условия жизни молодых семей» выявило также обострение проблемы внутрисемейных отношений среди молодежи, связанное с изменением ролевой структуры семьи.

Большинство респондентов (79 %) считает, что за материальное обеспечение семьи должен нести ответственность муж, за обеспечение жильем - муж (67); за воспитание детей - оба в равной степени (82); за создание семейного уюта - жена (66 %) (табл. 13).

В качестве основных причин конфликтов приводятся следующие: 52 % -из-за пустяков, 13 - из-за разделения домашних обязанностей, 12 - из-за недостатка денег, 11 % - из-за ревности, недоверия друг к другу. Небольшое количество молодых людей (2 %) одним из основных причин конфликта в семье - указали потребление алкоголя супругом.

Для конструктивного решения спорных, проблемных ситуаций необходимо взаимное соблюдение супругами морально-этических норм поведения. Знание индивидуальных особенностей партнера, умение позитивно решать возникающие разногласия. Супруги должны обладать коммуникативной компетентностью, т.е. определенным уровнем обученности взаимодействию с окружающими (35, с. 174).

Похожие диссертации на Социальный статус молодой семьи в условиях современной России


Источник: http://www.dslib.net/soc-struktura/socialnyj-status-molodoj-semi-v-uslovijah-sovremennoj-rossii.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Эволюция семьи и изменение ее статуса в современный условиях Как не пригласить родственников на свадьбу

Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье Современные статусы о семье

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ