10 класс

«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий»

/анализ стихотворения

«Она не гордой красотою…»/

Учитель русского языка и литературы

И я любил всем напряженьем

душевных сил…

«1831-го июня 11 дня»

Пусть я кого-нибудь люблю:

любовь не красит жизнь мою.

«Стансы»

С тех пор

Я все любил – я все страдал...

«Ночь»

Ужели захочу я жить опять,

Чтобы душой по-прежнему страдать

И столько же любить?

«Смерть»

Цель урока: – познакомить обучающихся с интимной лирикой

рассказать об адресатах любовной лирики поэта

помочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной лирики

Методы и приемы: – интертекстуальный анализ текста

ассоциативный анализ поэтического текста

лингвистический анализ поэтического текста

проблемные вопросы

творческие задания

Формы работы: – индивидуальные (опережающие задания) выступления обучающихся

чтение стихотворений наизусть

групповая работа

беседа с учащимися по проблемным вопросам

составление опорного конспекта

Оформление урока: – рисунки поэта

портреты адресатов любовной лирики поэта

записи романсов на стихи

слайды

Ход урока:

  I.  Организационный момент.

  II.  Интертекстуальный анализ /построчный/ стихотворения.

На доске записывается стихотворение или выводится на экран через проектор, которое прочитывается учителем.

Задание: Кому посвящено это стихотворение?

Какие слова, образы могут подтвердить Вашу мысль?

Текст стихотворения:

Вышел одинок он на дорогу,

Вкруг него ночной туман густел,

И души стремленья и тревогу

Разъяснить себе он не успел.

В увлеченья страсти утопая,

В бурях он спокойствия искал;

Но речам таинственным внимая,

К ним из битв навстречу выбегал.

С Севера на Юг влеком далекий,

Злобой тайною, невежеством гоним,

Он умолк, сражен судьбой жестокой…

Скал толпа склонилася над ним.

/Павел Александрович Висковатов/

Предполагаемый ответ:

–  Данное стихотворение посвящено жизни творчеству.

–  Это подтверждает употребление в тексте слов, словосочетаний, образов, взятых из стихотворений великого поэта.

–  Это своеобразное резюме о жизни поэта, переданное в его же образах.

–  Например, по 1 строфе стихотворения:

Вышел одинок он на дорогу… – Выхожу один я на дорогу

Вкруг него ночной туман густел… – Сквозь туман кремнистый

путь блестит…

«Выхожу один я на дорогу…»

–  Во 2 строфе ярко выделяется 2 строка:

В бурях он спокойствия искал … – А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой

«Парус»

–  3 строфа:

С Севера на Юг влеком далекий… – Что ищет он в стране далекой

«Парус»

С милого севера в сторону южную

«Тучи»

Злобой тайною, невежеством гоним… –

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

«Тучи»

Он умолк, сражен судьбой жестокой… –

И он убит – и взят могилою <…>

Сраженный, как и он, безжалостной судьбой…

«Смерть поэта»

Скал толпа склонилася над ним… – Уступы скал теснилися кругом

«Сон».

  III.  Вводная беседа – лекция.

– Таким образом, в стихотворении Висковатова использованы основные образы, характерные для поэзии Лермонтова.

–  Стихотворения, упомянутые в тексте, в большей мере относятся к философской лирике, где поэт размышляет о смысле жизни. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.

–  Сегодня Вашему вниманию мне хотелось бы представить тему «Лирика «сильных страстей» и глубоких страданий», познакомить Вас с адресатами любовной лирики и ответить на главный вопрос: «В чем особенность лирического героя любовной лирики поэта?» и «Чем тема любви, раскрытая в произведениях Лермонтова, отличается от одноименной темы произведений?».

–  Несомненным свидетельством одаренности Лермонтова является его детская впечатлительность и умение запоминать не только события, но и связанные с ними эмоции. Такая восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потери матери, неблагополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом) и большим влиянием произведений Байрона, Гете, Руссо, Гейне, привела к ранней духовной зрелости.

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что «чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Оттого-то 15-16-летним мальчиком он метался от одного предмета любви к другому, надеясь найти понимание и сочувствие». Значительное место любовной темы в раннем творчестве, а так же то, что «…сложная и глубокая натура Лермонтова особенно раскрывается в стихотворениях, обращенных к женщинам» /Висковатов Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.,1987 г. – с.146/, делают чрезвычайно интересными для изучения поэтические тексты, адресаты которых известны.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

–  Прежде чем приступить к анализу стихотворения, прошу выступить представителей от групп, которые познакомят нас с адресатами любовной лирики.

  IV.  Выступление учащихся от групп /4группы/ об адресатах любовной лирики.

  1.  Варвара Александровна Лопухина /1815 – 1851 гг./

Знакомство Лермонтова с В. Лопухиной произошло еще в Москве в 1828 г., но вскоре она надолго уезжает в Тульскую губернию, в то время как Лермонтов продолжает обучение в Благородном пансионе при Московском университете.

В самом начале ноября 1831 г. Лермонтов вновь встречается с В. Лопухиной. 4 декабря он был у нее на именинах. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. -Гирей пишет о нем: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли он не сохранил его до самой смерти своей».

Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Оставь напрасные заботы…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Она не гордой красотою…». Многие другие его стихотворения последующих лет также несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размышлений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Нет, не тебя так пылко анализ она не гордой красотой я люблю…», «Сон», посвящение к «Демону» 1831 г. и посвящение к поэме «Измаил-Бей». К ней же обращено посвящение к «Демону» 1838 г.

Историю своих сложных отношений с Лопухиной Лермонтов отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мэри»), – во всех этих произведениях Лопухина выведена под именем Веры.

Известно, что Варя Лопухина ответила на чувства Лермонтова. Их любовь была взаимной. Между ними не было непреодолимых преград. Но позднее возникло непонимание: почудилось, что она ошиблась в. В 1835 г. до нее дошли слухи, что он женился на Сушковой. Она выходит замуж за, но вскоре раскаивается в этом, так как продолжала любить Лермонтова. Поправить, однако, уже ничего было нельзя.

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах;

Идет ли – все ее движенья,

Иль молвит слово – все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!

  2.  Наталья Федоровна Иванова /1814 – 1875 гг./

Летом 1831 г., после окончания 1-го курса Московского университета, Лермонтов гостил в семье Ивановых в селе Никольское-Тимонино на Клязьме, недалеко от Москвы. Здесь Лермонтов увлекся дочерью скончавшегося в 1816 г. московского литератора, друга Жуковского, Батенькова. Наташа Иванова отнеслась к молодому поэту с холодом и непониманием. По складу своей души это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило, что юноша-поэт пылает к ней бурной страстью, посвящает ей стихи, которые и сегодня мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. Она то манила, то отталкивала Лермонтова. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Таким образом, любовь эта оказалось безысходно мрачной…

Любовь к Наталье Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831 – 1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе, входило в его сочинения.

Ей посвящены следующие произведения:

К («Я не унижусь пред тобою…»)

К («Не ты, но судьба виновата»)

«Стансы» («Не могу на Родине томиться»)

«Романс к И., К» («Всевышний произнес свой приговор»)

К («Как луч зари, как розы Леля…»)

«Измученный тоскою и недугом…»

К («Прости, мы не встретимся боле…»)

Весь цикл посвященных Ивановой стихотворений – это история неразделенного чувства:

Я не достоин, может быть,

Твоей любви, не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила.

Во зло употребила ты права,

Приобретенные над мною,

И, мне польстив любовию сперва,

Ты изменила – бог с тобою! <…>

Я знал: то не любовь – и перенес;

Но отгадать не мог я тоже,

Что все моих надежд, и мук, и слез

Веселый лик тебе дороже!

  3.  Екатерина Сушкова /1813 – 1875 гг./

Летом 1830 г. Лермонтов с бабушкой переезжает в Середниково. Тут уже среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше поэта, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна – с тонким, одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза ее в компании друзей так и звали – Блэк-айз, то есть по-английски «черноокая». Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока. Это была Екатерина Сушкова.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

В 1830 году Лермонтов посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь» («… Один я в тишине ночной»), «Когда к тебе молвы рассказ…», «Передо мной лежит листок…», «Свершилось! полно ожидать…», «И так, прощай! впервые этот звук…», «Раскаянье», «Черные очи». В последнем он говорит:

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Осенью 1830 г. Сушкова покинула Москву, и Лермонтов увидел ее только в 1834 году в Петербурге перед отъездом к месту службы в Царское Село. Именно эта встреча послужит причиной разрыва Лермонтова с Варварой Лопухиной, и последующей женитьбой последней.

  4.  Щербатова

Урожденная Штерич, по словам Екатерины Сушковой «красавица и весьма образованная женщина…». Тургенев /русский общественный деятель, историк/, встретив в Москве на одном из великосветских балов, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова». Щербатовой был также сын французского посланника Эрнест Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль, следствием которой стало заключение Лермонтова на гауптвахту и последняя ссылка на Кавказ в 1840 году.

Ей посвящены стихотворения: «Не светские цепи…», «Отчего» – Белинский по поводу этого стихотворения:

«Это вдох музыки, это мелодия грусти, это краткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…».

  V.  Беседа с учащимися по проблемным вопросам.

– Молодцы! Зафиксируйте в тетради «Адресаты любовной лирики ».

  1.  Екатерина Сушкова:

–  «Нищий»

–  «Расстались мы; но твой портрет…»

–  «Раскаянье»

–  «Весна»

«Черные очи»

«Ночь»

  2.  Наталья Иванова:

«Я не унижусь пред тобою…»

«Не ты, но судьба виновата…»

«Всевышний произнес свой приговор…»

«Как луч зари, как розы Леля…»

«Прости, мы не встретимся боле…»

  3.  Мария Щербатова:

«На светские цепи»

«Оттого»

«Отчего»

  4.  Варвара Лопухина:

–  «Молитва»

–  «Она поет – и звуки тают…»

–  «Она не гордой красотою…»

–  «К. Л. /Подражание Байрону/»

–  «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

–  «Я к вам пишу случайно; право…»

–  «Оставьте напрасные заботы…»

  VI.  Лингвистический анализ стихотворения «Она не гордой красотою…» /работа в группах/.

– Задания раздаются по группам.

1 группа

·  Анализ архаических явлений в тексте

·  Лингвистический комментарий

2 группа

·  Особенности композиционного построения стихотворения

/1 часть, 1 – 8 строка/

·  Особенности раскрытия образа лирической героини

3 группа

·  Особенности композиционного построения стихотворения

/2 часть, 9 – 12 строка/

·  Особенности повествования

4 группа

·  Особенности композиционного построения стихотворения

/3 часть, 13 – 16 строка/

·  Основные нравственные и эстетические вопросы, поднятые в стихотворении

– Через 7 – 10 минут выступают учащиеся от групп. По ходу составляется опорный конспект.

  VII.  Выступления учащихся от групп.

1 группа

а)  древнерусская приставка – вс

вспоминанье (воспоминанье)

б)  устаревшее управление глагола

проникать (что?) душу (проникать (во что?) в душу)

в)  ударный вариант краткой формы прилагательного

полны (полны)

г)  вариативность использования суффикса –иj– и окончаний –ого, –его

вспоминанье (вспоминание) красотою (красотой)

движенье (движение) собою (собой)

вдохновенье (вдохновение)

Выбор суффикса и окончания зависят от рифмы стихотворения, поэтому возможно вариативное употребление.

Вывод: в целом текст стихотворения абсолютно понятен современному читателю; впечатление простоты и прозрачности легкости текста усиливается помимо общеупотребительных грамматических форм еще и абсолютным лексическим соответствием.

2 группа

- Первая часть стихотворения состоит из 12 строк, которые в свою очередь еще можно разделить на 2 части (8 строк + 4 строки).

- Первая часть, воссоздающая образ лирической героини, строится на развитии антитезы

гордая красота – чудная простота, где

«красота» это красивая внешность, а

«простота» отсутствие вычурности, прикрас, то есть естественность.

- Интересно представлен образ лирической героини, который раскрывается посредством указания на некий образ. Нет конкретного указания на субъект, так как используется местоимение «она» в разных падежах (она – 2, её – 2, ней). Это позволяет сказать о некоем обобщенном образе.

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

- Раскрытие этого образа идет через отрицание общепринятого, устоявшегося эталона красоты (пятикратное употребление отрицательной частицы не).

- Особенностью раскрытия образа лирической героини является то, что оно идет от общего к конкретному, то есть сначала «красота», а затем то, что входит в понимание этого слова: «стан», «грудь», «движенья», «улыбки», «речи», «черты».

Вывод: таким образом, 1 часть 1-й композиционной части, хотя и через отрицание, рисует некий общепринятый эталон красоты, который подразумевает некую «святыню» и «богиню», что мало соотносится с образом реальной земной женщины.

3 группа

- Вторая часть 1-й композиционной части выделяется самим автором противительным союзом «однако» в значении «но». То есть автор рисует собственный образец красоты, который для него более четко вырисовывается и явно противоположен общепринятому эталону.

- Для автора ценны не внешность «богини» и «святыни», а внешность полная «жизни, вдохновенья», «чудной простоты».

- Повествование отрицания, характерные для 1-й части, сменяется повествованием утверждения, что подтверждается анафорическим повтором словосочетания «так полны».

Вывод: таким образом, 2 часть 1-й композиционной части выражает только собственную точку зрения повествователя.

4 группа

Вторая композиционная часть схожа с 9 – 12 строкой в том, что в ней также выражена только точка зрения повествователя. Но это иная точка зрения – это передача эмоционального состояния повествователя.

- Возникает своеобразный диалог между красавицей и повествователем «голос» - «душа», «сердце».

- В этом диалоге, на наш взгляд, и раскрывается основная идея стихотворения: красота должна поражать не внешне, а проникать в душу, тогда сердце будет способно любить и страдать.

- В последних строках стихотворения возникает характерный для творчества Лермонтова образ любви – страдания.

Вывод: таким образом, данное стихотворение направлено против устоявшегося мнения света, против прежних кумиров – светских кокеток.

Это стихотворение запечатлело образ «женщины – совершенства», который способен вызвать в душе бурю эмоций от любви до страдания.

VIII.  Итоговая беседа по опорному конспекту.

I часть:

на основе антитезы: гордая красотачудная простота

1. включает 1 – 8 строку

- она не ↔ богиня, святыня…

- красота – стан, грудь (внешность)

мнение света,

отрицание общепринятого эталона красоты.

(отрицание)

2. 9 – 12 строка

- однако ↔ движенья, улыбки, речи, и черты

- так полны жизни, вдохновенья

чудной простоты

мнение повествователя, свой эталон красоты – простоты, полной жизни

(утверждение)

II часть:

13 – 16 строка

она – душа, сердце

образ любви – страдания:

«сердце любит и страдает»

мнение повествователя, его эмоциональное состояние

  IX.  Самостоятельная творческая работа обучающихся: развернутый письменный ответ на вопрос «В чем на Ваш взгляд заключается трагизм любовной лирики?».

Письменная работа рассчитана на 3 -4 мин.

  X.  Подведение итогов урока. Чтение работ обучающихся. Итоговая беседа. Самостоятельные выводы учащихся

Выводы:

  1.  Если для любовь – источник счастья, красоты, вдохновенья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

  2.  Для Лермонтова любовь – это не путь к земному счастью, это прикосновение к вечности:

Любить навеки – невозможно,

На время – не стоит труда…

  3.  Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова не похожа на пушкинские стихотворения о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придает трагизм лирическим произведениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдания, а не радость. Возможно, Лермонтов не был создан для счастья в обычном понимании этого слова, но он никогда не променял бы своего дара (быть гениальным поэтом) на покой и домашний уют. Быть поэтом – тоже счастье.

  4.  Лирическому герою так же, как и самому поэту, суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нем сознание своего предназначения для иной, высшей свободы и иного счастья – счастья творить:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

  XI.  Объяснение домашнего задания /чтение стихотворения наизусть/.

Домашнее задание:

·  Анализ стихотворения «Сон»

·  Наизусть понравившееся стихотворение о любви.

Список литературы

1.  Андроников : Исследования и находки – М., 1977

2.  Жизнь и творчество /Выставка в школе – М., «Детская литература», 1984

3.  Лермонтовская энциклопедия – М., 1981

4.  Ломинадзе мир Лермонтова – М., 1985

5.  В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь – М., 1988

6.  М. Лермонтов /Книга для ученика и учителя – М., АСТ «Олимп», 1998

7. . Избранные сочинения /Библиотека учителя – М., «Художественная литература», 1987

8. . Лирика /Школьная программа. Справочные материалы – М., «Дрофа», 1998

9.  Максимов Лермонтова – М., 1961

Текст стихотворения

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее – не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.


Источник: http://www.pandia.ru/text/77/296/929.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Стихотворение Она не гордой красотою Лермонтов Михаил Юрьевич Какие часы подарить моему парню

Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой Анализ она не гордой красотой

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ